AC Cars Ltd — одна из старейших автомобильных фирм Великобритании. Фирма выпускала динамичные спортивные машины. У истоков создания автомобилестроительного предприятия стояли инженер Джон Веллер и мясник Джон Портвайн. Было это в 1902г. Они приняли решение о создании фирмы на партнерских началах с целью принять участие в деле, которое тогда считалось не только самым прогрессивным, но и ревоолюционным.


В 1903 г. инженер Джон Уэл-лер (John Weller) построил свой первый автомобиль, заняв деньги у торговца мясными продуктами с красноречивым именем Джон Портвейн (John Portwine). Автомобиль демонстрировался на на автомобильной выставке в Лондоне. Новинка произвела самый настоящий фурор, но оказалась слишком дорогой в производстве и на следующий год компаньоны разработали более дешевую коммерческую машину. Назывались она Auto-Carrier (англ. автомобиль-транспортер). Именно этот небольшой автомобиль и дал название фирме.
Для выпуска машины Уэллер и Портвейн организовали фирму Autocars and Accessories Ltd.
В 1907 году был рожден Sociable, первый пассажирский автомобиль компании AC. И с этого времени название компании изменили на Auto Carriers ("Ото Кэрриерз"), или сокращенно АС (Эй-Си).

В 1911 г. последовал перевод предприятия в городок Диттон на берегу реки Темзы, где оно и располагалось на протяжении многих лет.
Свой первый четырехколесный автомобиль фирма АС построила еще в 1913 г., к десятилетию со дня основания. Он имел двухместный алюминиевый кузов и 4-цилиндровый двигатель фирмы Fivet ("Фи-вет"). Но куда интересней этого мотора был 6-цилиндровый рядный агрегат, который в 1919 г. лично спроектировал один из основателей фирмы Джон Уэллер. Этот двигатель с верхним расположением распредвала выпускался в 2-литровом варианте вплоть до 1963 г.

В период 1919 - 1925 годов АС многократно принимала участие во многих автомобильных соревнованиях. Именно АС принадлежал рекорд скорости 100 миль/час в классе машин с объемом двигателя в 1,5 литра
После 1922 г., с избранием председателем совета директоров предприятия С.Ф. Эджа (S.F. Edge), компания наконец заняла достойное место в рядах английских изготовителей автомобилей под новым названием AC Cars Ltd.
В 1929 г. из компании ушел С.Ф. Эдж, и она была принудительно ликвидирована. Лишь пару лет спустя ее сумели возродить к новой жизни братья Уильям (William) и Чарльз Харлоки (Charles Hurlock).

В 1953 фирма AC представила модель Ace, мощность двигателя которой была в два раза больше предыдущих моделей.

Предпосылкой к появлению на свет машины Асе стало осознание руководством фирмы AC Cars того факта, что выпускаемые ею модели с закрытыми кузовами стремительно устаревают. Демонстрация конструктором Джоном Тохейро (John Tojeiro) одного из своих спортивно-гоночных автомобилей облегченной конструкции указало руководству фирмы выход из положения. Летом 1953 г. фирмой АС были приобретены права на серийный выпуск этой машины, и тогда же начались работы по созданию ее дорожной версии. К открытию в октябре в лондонском Эрлз-Корте ежегодного автосалона, автомобиль Тохейро приобрел заметно лучшие очертания. Рядом с чисто спортивным вариантом экспонировалась и созданная в рекордно короткие сроки дорожная версия, названная АС Асе.

Как и базовая конструкция Джона Тохейро, автомобиль АС Асе имел в своей основе трубчатую раму, на которую монтировался легкий алюминиевый кузов, выполненный в лучших традициях итальянской технологии superleg-gera (суперлегера). Передняя и задняя подвески - независимые, причем выполнены по единой схеме: поперечные листовые рессоры, нижние треугольные рычаги и телескопические амортизаторы. На ранних экземплярах применялись барабанные тормоза, но уже с 1957 г. на передних колесах появились дисковые. Реечный рулевой механизм, установленный на машину Тохейро и предсерийные автомобили АС Асе, оказался неудачным. При переходе на серийный выпуск его заменили на традиционный.
Двигатель автомобиля, старая и многократно испытанная рядная "шестерка" рабочим объемом 2 л, поначалу развивал 85 л.с. Позже мощность довели до 102 л.с. Мотор устанавливался на раму со значительным смещением назад, что обеспечило хорошее распределение нагрузки на передние и задние колеса. Привод на задние колеса осуществлялся через 4-ступенчатую механическую коробку фирмы Moss ("Мосс"). С 1956 г. для АС Асе по заказу стали предлагать 6-цилиндровые двигатели Bristol.

1961 г. фирма Bristol производство своих двигателей свернула. На автомобилях марки АС появились 6-цилиндровые двигатели Ford ("Форд") рабочим объемом 2,5 л, которые форсировала фирма Ruddspeed ("Руддспид"). Их мощность составляла 90-120 л.с. Всего было построено почти 700 экземпляров АС Асе.
В 1960 г была представлена Cobra, сконструированная Кэролом Шелби, который удачно объединил мощнейший американский восьмицилиндровый двигатель и легкие шасси от Асе.
Первая AC Cobra, появившаяся в 1962, имела 4,2-литровую фордовскую силовую установку на усиленном шасси АС и дисковые тормоза на всех колесах. Позднее на Cobra стали устанавливать двигатель Ford объемом 4,7 литра, и она была готова для американских гонок.
Модель выпускалась на заводе AC, затем доставлялась в Лос-Анджелес, где на нее устанавливался двигатель производства Ford.
В 1966 г. появилась модель "428" на базе автомобиля AC Cobra. Она оказалась неудачной, и именно с нее принято отсчитывать начало заката автомобильной марки АС. От гибели и забвения АС спасло предприятие Autokraft ("Ото-крафт"), принадлежавшее Брайану Энглиссу (Brian Angliss). Оно продолжило выпуск модели Cobra под обозначением AC Mk IV.

В 1986 г. именно Энглисс разработал конструкцию новой высокотехнологичной модели под названием Асе. Сегодня производство модели Cobra продолжается в двух исполнениях: AC Superblower ("Эй-Си Суперблоуэр" и Асе.
Демонстрация купе "3ОООМЕ" с на Лондонском автосалоне 1973 г. Серийное производство автомобиля началось лишь в 1979 г.
За 5 лет было изготовлено всего 68 экземпляров автомобиля АС 3ОООМЕ. После этого проект уступили за символическую цену новой независимой компании под названием AC (Scotland) Ltd. Это предприятие сумело построить еще три десятка машин, после чего затеяло реорганизацию с одновременной подготовкой улучшенного варианта автомобиля, не располагая ни силами, ни средствами для осуществления столь амбициозного проекта. На том все и закончилось.

С 1987 по 1992 год AC входила в состав Ford Motor Company, и потом в снова оказалась в частном владении.

К 1995 году было сконструировано силами специалистов компании целое поколение модификаций AC Cobra Mk IV, но после того, как было продано небольшое количество автомобилей этой модели, дальнейшее производство было остановлено.


В 1996 году компания вступила в состав Pride Automotive Group Inc. AC Ace мир увидел впервые на автомобильной выставке в Италии (Турин) 1992 года. Это мощный спортивный автомобиль с кузовом типа кабриолет и традиционной компоновкой. На этой же автомобильной выставке был презентован спортивный автомобиль AC Aceca.

2004 году производство автомобилей опять остановилось. Спустя год, новые инвесторы помогли компании открыть новый завод на Мальте, и дела пошли в гору. Сегодня фирма «AC Cars» производит на заказ две модели автомобилей, сделанные по мотивам классической «Кобры» - MKII 289 и MKIII 427. Стоимость таких авто в оригинальном состоянии колеблется от 20 до 100 тысяч фунтов. 

 
Sociable
 
Гоночный АС 1924 года
 
Ace
 

AC Cobra

 
3ОООМЕ
AC Aceca
 
AC Cobra MKIII 427